На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира, помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели. Важно не только дать дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике; процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практикоориентированный характер. Данная точка зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию образовательных областей.
Основное внимание педагоги и специалисты ДОО должны обратить на эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе.
В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. В раннем детстве ребенок еще не осознает роль взрослого, также нет осознания самого себя, еще не усвоены нормы и правила поведения, принятые в обществе. Но уже на стыке раннего и дошкольного возраста ярко проявляется стремление у ребенка к самостоятельности, возникают собственные желания, которые осознаются им.
Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально-коммуникативном развитии ребенка.
Многие из вас могут задать вопрос: «Как можно сформировать функциональную грамотность у детей раннего возраста? Что нужно для этого сделать?»
В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной граотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения (технология проблемного обучения, т.е. проблемные ситуации, которые мы создаём, проблемно-поисковые вопросы “Что будет если....”);
- технология формирования типа правильной читательской деятельности (процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста);
- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
В возрасте 1-3 лет ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Очень важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.
Речевое развитие детей должно планироваться во всех видах деятельности ребенка. Начиная с утреннего приема детей в приемной. В течение всего дня режимные моменты сопровождаются речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение и т.д.). Следует тщательно следить за тем, чтобы речь педагога была эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной. При формировании навыков самообслуживания в работе с детьми раннего возраста используются малые формы фольклора, литературные произведения, а также стишки, песенки (например, ознакомление с правилами поведения за столом) - это помогает малышам не только усвоить посильные самостоятельные действия, запоминая, повторяя и проговаривая, - обогащается словарный запас ребенка новыми словами, оборотами, выражениями, развивается память, воображение и совершенствуется разговорная речь.
Очень важно проговаривать действия с ребенком (например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал"
В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики. Для развития дыхания и слуха должны быть необходимые атрибуты: султанчики, бумажные бабочки, снежинки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки, колокольчики. Особое внимание важно уделить развитию мелкой моторики, для этого используется мозаика разного вида, различные шнуровки. Одной из интересных методик являются игры с крупой, бусами, сушеными ягодами, орехами. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание.
Работа по развитию понимания речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. Например, предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.),
Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов, которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша идёт", "Даня моет ручки" и т.д.
Развивая активную речь ребенка, прежде всего стимулируем его речевое подражание. Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:
- Гуси, гуси? (.... Га-га-га)
- Есть хотите? (... Да,да,да!)
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.
Если выполнять эти несложные упражнения, проводить игры систематически, непрерывно общаться с малышом, следить за своей собственной речью, то результаты работы обязательно будут видны, пусть даже не сразу.
Развитие ребенка раннего возраста, в том числе коммуникативной сферы, во многом зависят от того, в какой форме происходит общение и определяется характером общения и деловым сотрудничеством. Наилучшие возможности для возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность. Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой происходит освоение средств общения.
Овладение речью – это способ действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее дошкольник пользуется ими, тем лучше он
познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста – стихийный процесс, он требует педагогического руководства.
Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
https://rucheek.kuib-obr.ru/index.php/mkdo-2022/rechevoe-razvitie/669-razvitie-ponimaniya-rechi-i-formirovanie-predposylok-gramotnosti#sigProIdb0f41410ef